МУЛИНЕ » Чт май 03, 2018 5:16
Интересно
В учебном пособии "Песни птиц" Бёме и Горецкой, про снегиря описан интересный случай
"....Утверждали, что песня является полностью наследственной, и передается самцам вместе с генами отца.
Позже, стали говорить, что песня формируется лишь путем обучения, и молодой самец, может выучить любую песню, которую он слышит в детстве.
Истина лежит где-то посредине!!!
Промтов А.Н. допускал, что наследственная основа песни, может быть выражена для большого числа видов лишь в отношении общих способностей воспроизведения звуков, общей видовой характеристики песни, и темпа исполнения, но её детальные вариации определяются путем имитации поющих особей данного вида.
У выкормышей, воспитанных в изоляции от взрослых птиц своего вида, складывается абортивное пение, иногда сильно отличное от видового. Лишь для небольшого числа видов воробьиных птиц, обладающих простой песней (зеленушки, обыкновенной овсянки, лесного конька, пеночки-трещетки, пеночки-теньковки) - нормальное формирование песни может происходить без влияния со стороны «учителя». Их песни слагаются, даже если птенцы не слышали песни самцов своего вида. До настоящего времени работ, подтверждающих или опровергающих данное предположение, не проводилось.
Промтов А.Н. также обращает внимание на «узнавание» птенцами песен своего вида. Выкормыши, сформировавшие определенную, но совершенно своеобразную песню без учителя, быстро перестраивают её на типичную видовую, если начинают слышать её поблизости.
Способность птиц к имитации широко известна. Любителями содержащими птиц в клетках, было показано , что пению канарейки обучаются от отца.
К. Лоренц в своей статье, переведенный на русский язык (1969 год) сообщает:
«Мой сотрудник И. Николаи обнаружил, что молодые самцы-снегири учатся своей индивидуальной песне только у отца. После того как птенцы оперяются, у них на сравнительно долгий период устанавливаются своеобразные, имеющие явно сексуальный оттенок, отношения с отцом. Молодые снегири припадают перед ним к земле принимают покорные позы которые (как и у многих обезьян) напоминают позу самки при спаривании, и вообще они больше привязаны к отцу, чем к матери. В этот период они обучаются отцовской индивидуальной песне. У И. Николаи был самец снегирь, выращенный канарейками, и пел он точно так же как они.
Эта «ария кенара» передавалась потомству в чистом виде, без примеси в течении четырех поколений, причем птицы воспитывались в птичнике, в котором жила масса нормально поющих снегирей. Эксперименты И.Николаи показали также, что молодой снегирь может выучить «отцовскую песню» только тогда, когда он принимает по отношению к отцу описанную выше позу»
Развитие песни у птиц может идти самыми различными путями, и этот процесс отличается большим разнообразием.
Например, у многих видов подотряда кричащих воробьиных нормальная песня формируется даже при ранней изоляции или оглушении птенцов.
У певчих же птиц птенцы для формирования нормальной видовой песни нуждаются во внешней модели.
Потребность в звуковой стимуляции - это единственная общая потребность всех певчих птиц, тогда как конкретные модели обучения меняются у разных видов. У некоторых самцы могут
сформировать песню при прослушивание магнитофонной записи, другие же виды нуждаются в живом учителе.
В процессе формирования песня проходит ряд последовательных стадий.
Время чувствительного периода для выучивания песни различается у разных видов. У зяблика он заканчивается к 14-му месяцу жизни. На основании продолжительности чувствительного периода, выделяют две модели вокального научения: модель «открытого типа», при которой особи сохраняют способность к обучению после первого года жизни, и модель «закрытого типа», при которой способность к обучению ограничена узкими возрастными рамками. В пределах видоспецифичных временных рамок длительность чувствительного периода каждой особи может быть различна.
У зебровой амадины критический период ограничивается возрастом от 35 до 65 дней, для американского болотного крапивника этот период длится около трех первых месяцев жизни. У некоторых видов способность к обучению сохраняется в течение всей жизни: например, у чижа, канарейки, скворца, соловья.
У западного соловья была обнаружена способность запоминать большее число разнообразных песен, чем спонтанно исполняли изолированные взрослые птицы. Эти песни могли быть воспроизведены лишь в момент взаимодействия с другими особями.
Врожденная предрасположенность обучению песне своего вида у разных видов певчих птиц может быть выражена в разной степени. Количество различных типов песен, запоминаемых молодыми особями в процессе вокального наученная, также различно у разных видов. Молодые особи на стадиях «подпесни» и «пластичной песни» исполняют большее число различных форм песен, чем обычно присутствует в «кристаллизованном» репертуаре взрослой особи (болотная овсянка, певчий воробей, белоголовая зонотрихия). В результате социальных взаимодействий во взрослом репертуаре особи могут оставаться лишь те типы песен, которые совпадают с песнями территориальных соседей данной особи или являются наиболее привлекательными для
самок. Данный процесс получил название «избирательное воспроизведение» или «избирательное забывание»
Имитация пения конспецифичных взрослых особей является основой вокального наученния, однако в группе певчих воробьиных птиц разные видоспецифичные механизмы формирования песни представляют собой континуум, крайними точками которого являются, с одной стороны точное копирование обучающей модели, с другой - «изобретение» совершенно новых песенных форм, не требующее предъявления обучающего стимула. Между двумя вышеназванными крайними случаями существуют разнообразные промежуточные звенья.
Различные системы формирования песни в онтогенезе, в частности, различия в продолжительности чувствительного периода, преобладание имитации или же импровизации, обеспечивают межвидовое разнообразие структур песенных репертуаров, а также особенностей индивидуальной и географической изменчивости демонстративной песни.
Различия в формировании песни в природе и лаборатории
Как было показано в работах Бишера (Beecher, 1996) формирование песни у птиц, воспитанных в лаборатории и в природных естественных условиях, имеет целый ряд различий. У певчего воробья птенцы в норме заучивают песню только одного самца (чаще всего своего отца), а в условиях эксперимента птенцы мешают напевы многих самцов.
Песня канарейки богата различными элементами, которые птицы способны обновлять в течение всей жизни. Поэтому она долгое время рассматривалась как песня «открытого типа». Однако недавнее исследования (Kreutzer et al., 1999, Leitner et al., 2001) показали, что в репертуаре этого вида есть фразы (фраза А), которая вызывает у самок позу приглашения к копуляции и чаще встречаются у тех самцов, которые занимают
верхние ступени иерархической лестницы (Luisanti Fitri L. et al.,1996, Luisanti Fitri L. et al., 1997). Фраза А, извлеченная из репертуара дикой канарейки, была в той же степени реактогенна для самок домашних канареек, что и фраза собственных самцов. Кроме того было показано, что даже воспитанные в изоляции (наивные) самки отдают предпочтения самцам, в песнях которых присутствует фраза А (Nagle, Kreutzer, 1997). Причем на ответ не влияет местоположение этой фразы в песне. Авторы отмечают, что эта фраза отличается от остальных наличием двух составляющих, одна из которых высокочастотная (Kreutzer et al.,1994; Vallet, Kreutzer, 1995; Vallet et al.,1997)
Все это заставляет предположить, что песня канареек включает некоторые врожденные, закрепленные генетически элементы, которые передаются птицам вне зависимости от их слухового опыта. Это в равной степени относится как к самцам так и к самкам.
Обучаемость птиц новым фразам и структурам песни может являться типичным примером «принудительной индукции» (Симкин, 1976) и быть следствием обедненности звуковой среды при клеточном содержании птиц. Косвенным доказательством этого может служить тот факт, что для обучения новым строфам песни молодых самцов помещают в изоляцию в темной комнате, и в качестве единственного звукового символа остается эталонная песня......"