По мнению исследователей рождественских и новогодних традиций, прообразом русского Деда Мороза является святой Николай Мирликийский,
он же Николай Чудотворец.
Родился Николай в 260 году в портовом городе Патара, что в малоазийской провинции Ликии.
Переселившись в южноликийский город Мира (ныне Демре, Турция), он в молодые годы стал его архиепископом.
В дальнейшем прославился многими чудесами и тем, что защищал и распространял христианскую веру лишь с помощью добрых дел.
Умер Николай около 345 года.
В волшебника, приносящего подарки детям, святой Николай превратился примерно в первой половине XVI века.
По одной версии, это произошло с легкой руки Мартина Лютера.
Именно в честь благодетельного архиепископа Мирликийского Лютер назвал милого рождественского дедушку,
всегда облаченного в красный кафтан, Санта-Николаусом.
До этого к немецким детям в Сочельник являлся страшнючий и злющий солдат Кнехт Рупрехт с огромным мешком.
Подарков в котором, однако, не было.
Мешок предназначался исключительно для карательных целей -- в него солдат прятал всех маленьких неслухов и озорников.
Кнехт Рупрехт был огромный, лохматый, со спутанной бородой и в старом драном плаще до пят.
Через несколько столетий умные взрослые сообразили, что такой гость не очень способствует праздничному веселью,
и, чтобы не портить настроения в рождественские дни, Рупрехт с годами начал добреть.
И к XVI веке Кнехт Рупрехт стал помощником Санта-Николауса.
В остальных же странах Европы белобородый старик уже без всякого сопровождения ходил по домам с мешком
за плечами и с розгами в руке: послушных детей он одаривал, нерадивых -- наказывал.
Еще за десятки веков до принятия христианства, древние славяне чтили божество (или духа?) по имени Мороз.
А собственного деда по имени Санта-Клаус американцы придумали только в 20-е годы прошлого столетия.
Первым о нем "упомянул" писатель Вашингтон Ирвин.
В одном из детских рассказов Ирвина Санта-Клаус появился на санях,
которые тянула восьмерка северных оленей.
На следующий год незадолго до Рождества другой американский литератор Клемент Кларк Мур написал поэму
"Приход святого Николая".
Она более чем в двадцати четверостишиях рассказывает о встрече одного мальчика
со святым накануне рождественского праздника.
День, когда появилась поэма, принято считать днем рождения милого добряка Санта-Клауса.
В Италии доброго деда-волшебника зовут Баббо Натале, в Испании, Португалии и большинстве латиноамериканских стран -- Папа Ноэль, в Колумбии -- Папа Паскуале, в Скандинавских странах -- Юлеманд, Юлегуббе, Юлениссе и Юльтомтен, в Голландии -- Синтер-Клаас, в Финляндии -- Йоулупукки, в Польше -- Свентый Миколай, в Болгарии -- Ядо Коледо, на Кипре -- святой Василий, в Узбекистане -- Корбобо...
Праздничная новогодняя елка в том виде, в котором мы ее знаем, распространилась
из Эльзаса по всей Европе в XVIII веке.
В 1819 году она появилась как атрибут встречи Нового года в Венгрии, в 1820-м -- в Праге,
в 1829-м -- в Скандинавии,
в 1840-м -- в России.
К XX веку она завоевала весь мир.
До революции в России деда мороза не существовало!
в конце тридцатых годов (1927?),Луначарский впервые ввёл это понятие,по аналогии с Санта Клаусом....и восстановил праздничные ёлки, которые были запрещены .
***************************************************
Н. Шеляпин - "Dead Мороз – архикрасный нос" тут:
http://www.white-guard.ru/posev1_04.htm
резковатая статейка, но основанная на исторических фактах.