О ТЕРМИНОЛОГИИВ среде разрозненных по всей России «канареечных охотников» существует много слов и обозначений для песни русской канарейки. Иногда они не совпадают в разных местностях, но, тем не менее, любители вполне понимают друг друга.
Так, например, в Павлово слову «колено» иногда предпочитают слово «песня». Встречаются разночтения в терминах «отбой», «отбойная овсянка», «дин-дон». Под термином «тройник», вопреки логике, частенько понимают исполняемые кенаром четыре, а то и пять «ниток» – высоких россыпей, сравнимых отчасти по звучанию со стрижиными свистами. Поэтому сам я предпочитаю термин «запевка», независимый от числа «ниток». Под термином «ход» здесь я буду понимать строй песни, отличающийся определенным набором колен. В истории «ходы» присваивались чаще всего выдающимся канареечным охотникам, чьи птицы «гремели» по России. Знаменитый в прошлом веке музлановский ход, отличался, в том числе, красивыми бубенцами с раскатами.
Термин «линия», больше используемый в животноводстве, нужен для обозначения многолетней селекционной работы, ведущейся по каким-то определенным признакам. «Зеленая линия» Фонда поддержки русской канарейки выводится уже в течение 20 лет по трем показателям: тембровые характеристики голоса, способность к лучшему усвоению новых колен и звукосочетаний и, в меньшей степени, по «рубашке» – зеленому оперению.
Подробный словарь канареечных терминов размещен на сайте
http://www.rus-canary.ru еще в 2003 году и был напечатан в первом нашем сборнике «К вопросу о русской канарейке».
КОГО УЧИТЬ?
Вопрос «кого» тесно связан с вопросом «зачем». Далеко не все канароводы разводят и обучают своих канареек, чтобы пытаться выставить их на конкурсе и получить заслуженные медали. Много и таких, которые держат канареек исключительно для собственного удовольствия и обучают их другому пению, чем то, которое ценится на конкурсах.
Проблема тесно связана с коммерческой стороной канароводства. Занявший первое место на московском конкурсе самец сразу резко поднимается в цене, да и другие птицы заводчика-победителя тоже начинают пользоваться спросом. Тем самым оценочная шкала невольно стимулирует канароводов обучать своих самцов наиболее ценным по балльной стоимости шкалы коленам, как и их количеству. На сегодня победитель конкурса, как правило, очень высокоголосый самец, пропевающий в быстром темпе не менее 15 колен.
Темп зависит от того, что песня кенара длится в среднем 40 секунд. Потом ему необходима пауза для отдыха. И чем больше в 40 секунд кенар «втиснет» колен, тем большую сумму баллов он может набрать у судей. Так получаются песни-скороговорки, без столь ценимого раньше «расклада» – медленного неторопливого отчетливого исполнения колен. Причем, все с этим соглашаются, но факта, что именно современный вариант оценочной шкалы с неизбежностью приводит к исполнению таких «скороговорок», в упор не хотят признавать.
Второй, не менее важный, вопрос высокоголосости. Берусь утверждать, что отбор по этому признаку ведется канароводами вполне сознательно. Связано это с борьбой с браком – рычками. Дело в том, что россыпи, «основное» колено в оценочной шкале, очень пластичное и изменчивое. Исполняемые в низкой тональности они начинают напоминать грубую малоприятную для слуха трель милицейского свистка, а начиная с еще более низкого уровня, превращаются в грубейший брак – рычок. Вот и стремятся любители разводить наиболее тонко-высокоголосых самцов, у которых рычок даже технически получиться не может, поскольку будет слышаться, как коротенькая россыпушка.
Итак, кого разводить? Во-первых, уши многих людей плохо воспринимают «комариный писк» высочайших овсянок и россыпей. Вплоть до неприятных физических ощущений. Во-вторых, некоторые люди старшего возраста просто перестают слышать высокие частоты, в связи с чем некоторые высокие колена воспринимают как «провалы», «ямы» в песне.
Поэтому я ни в малейшей степени не хотел бы убеждать кого-либо разводить конкретно высокоголосых или низкоголосых канареек. Разводите птиц приятного именно вашему слуху тембра-голоса, и будет вам счастье.
Мне кажется, что кенары среднего тембра наиболее отвечают современной песне русской канарейки. То есть, критерием может быть способность кенара пропевать достаточно низкие звучные отбои и дин-доны, но, вместе с тем, исполнять красивую запевку. Чаще всего мы слышим или отличную запевку с маловыразительным отбоем (высокий тембр) или звучный низкий отбой при невыразительной запевке или ее полном отсутствии.
Очень важным качеством хорошего певца является его экстерьер или анатомия. Только кенар с широкой и глубокой грудной клеткой, к которой помещаются мощные легкие, может петь минутную, а то и дольше, песню. Узкогрудый, выращенный без солнца в зимний период, плохо выкормленный в птенцовом возрасте и рано отправленный в маленькую клетку-одиночку самец, даже обладая замечательными способностями, никогда не будет иметь физических сил пропевать длинную многоколенную сложную песню.
И третьим качеством хорошего певца, как правило, является его спокойный уравновешенный характер. Возбудимые пугливые птицы редко отличаются стабильностью исполнения, и любой внешний раздражитель может сбить их с толку и испортить песню.
Вот от таких певцов надо стараться получить потомство для разведения при условии, что заводчик имеет свою многолетнюю линию, и шансы получить замечательные наследственные признаки его лучших певцов весьма высоки.
ЧЕМУ УЧИТЬ?
Сегодня любой уважающий себя канаровод должен обладать элементарной компьютерной грамотностью. Самый простой способ получить высококачественную звукозапись, это овладеть простейшими звуковыми компьютерными программами Sound Forge или Adob Audition. Я привык пользоваться первой, хотя вторая есть в русскоязычном варианте. Впрочем, существует еще множество подобных программ.
В принципе кенары готовы запоминать и воспроизводить любые звуки в своем диапазоне. Именно таким образом мы записали «дин-дон» с помощью двух специально подобранных созвучных колокольчиков и обучили этому колену молодых самцов. Причем, если в первый год обучения колокольчиковый дин-дон выучили лишь два самца из десяти, то записанный уже с живого голоса, через год его «взяли» семь самцов из десяти. Естественно надо понимать, что каждый новый эксперимент требует не менее года жизни. Таким образом, получив записи своих (чужих не надо и бесполезно!) лучших птиц, можно составить обучающую фонограмму из лучших колен и пытаться обучать ею следующее поколение молодых самцов.
КАК УЧИТЬ?
а) Акустические условия.
Речь идет об акустической обстановке, о возможности (или ее отсутствии) максимально звукоизолировать распевающуюся молодежь.
Во-первых, чем талантливее самцы, тем, естественно, способнее к пению их сестры и матери. В моем хозяйстве самки вне периода разведения живут в больших пролетных клетках на светлой лоджии и, получая достаточно бедный корм, поют (в меру своего дарования), тем не менее, практически всю зиму. Полностью звукоизолировать лоджию от остальных комнат при наличии большого числа членов семьи практически невозможно. В результате молодые самцы, услышавшие поющих самок (достаточно и двух минут однократно) могут сразу пропасть в качестве подающих надежды конкурсных певцов. Старых самцов тоже нельзя слушать: ведь фонограмма бывает отобрана из лучших колен двух-трех самцов, то есть, некие колена могли быть выкинуты, другие повторены, и песня-то, по сути, уже другая…
Второй год подряд молодняк начинает вставлять в песню вызывной сигнал моего городского телефона «панасоник». И звук-то приятный, но песня-то испорчена! Итак: после отделения от родителей и начала самостоятельного кормления молодые птенцы категорически не должны слышать никаких звуков взрослых птиц. Все звуки в диапазоне пения кенаров – дверные звонки, электробритвы, телефоны – тоже должны быть максимально исключены (не говорю, естественно, о «чивкающих» через форточку воробьях).
б) Содержание молодых самцов
Идеально, если пролетка для отсаженного молодняка имеет отделение в шкафу, куда ее можно вставлять. Проигрывать фонограмму надо не менее, а лучше чаще, двух раз в день, утром и вечером. При просыпании и отходе ко сну птенцов. Вот для этого регулирования режима сна-бодрствования и требуется шкаф. Но его наличие вовсе не означает, что птенцов не надо выставлять на солнце, давать купаться и кормить витаминными добавками.
в) Особенности кормления
Кормление молодняка в пролетных клетках должно быть обильным. Лишнюю энергию птенцы реализуют в движении. Тем не менее, надо следить, чтобы зерновой корм, особенно черный, проедался полностью, то есть, давать яичный корм и прочие вкусные добавки можно лишь, когда почти все зерно разгрызено. Для облегчения шелушения твердых зерен еще мягкими клювами полезно давать зерновой корм, промытый горячей водой и подсушенный. Многие старые канароводы активно используют крутосваренную пшенную кашу. Наверняка она упрощает кормление, но, вместе с тем, удлиняет процесс перевода молодых птиц только на зерновой корм.
Даже в пролетных клетках можно настолько раскормить некоторых «обжор», что у них при продувании брюшка легко увидеть начальные жировые отложения.
По мнению многих канароводов прошлого века, подкрепленного книгой Лауниер и Гроссе «Основы разведения и обучения канареек пению», посвященной роллерам, главной составной частью питания певчих канареек должна составлять дикорастущая яровая черная сурепка. В озимой сурепке велик процент горькой и ядовитой эруковой кислоты, а насчет современной генномодифицированной сурепки пока нет сложившегося мнения об ее пользе. Впрочем, канарейки едят ее неважно.
Пожалуй, наличие яровой сурепки есть одновременно и главный миф, и главный секрет правильного обучения. Якобы от нее делается нежный голос (а от канареечного семени – резкий). Якобы на сурепке самец не «ярит» – не просит самку, выбрасывая из песни трудные колена.
По собственному опыту могу подтвердить, что наши лучшие зеленые самцы всегда были «сурепкоядными» и отличались спокойным темпераментом и устойчивым ходом песни. Любители канареечного семени чаще бывают возбудимыми, поют нестабильно, и хотя могут спеть и полную красивую песню, но это уже зависит от настроения «маэстро». Известный московский канаровод И.Мотаев, работавший в тесном содружестве с А.Беловым и Л.Кулаковым, с успехом использовал просо для кормления своих птиц. Просо – хороший корм, но даже у белого проса высыхающие оболочки быстро твердеют, из-за чего канарейки часто отказываются его поедать. Наилучшими качествами в этом отношении обладает итальянское тонкопленочное просо и аргентинское, иногда продающееся в колосьях. Вот его-то канарейки едят с жадностью.
г) Необходимость разделения самцов
Одиночные клетки для обучения имеют смысл только в том случае, если каждая помещается в отдельный шкафчик. Причем эти шкафчики должны быть не «сотами-ячейками» в большом шкафу, а отдельной конструкцией, при необходимости способной перемещаться по дому. Я предпочитаю двустворчатые шкафчики на металлических полозьях, которые могут быть, и вставлены в общую этажерку, и легко выниматься оттуда. Смысл такой мобильности в необходимости разделения самцов по степени различий в особенностях усвоения обучающей фонограммы. По сути, с КАЖДЫМ из молодых кенаров требуется ежедневная многочасовая индивидуальная работа, если речь идет об обучении современной конкурсной песне. Каждый день надо следить за аппетитом самца, за его калом, наблюдать за поведением и состоянием. Только самое пристальное внимание к малейшим изменениям в пении и поведении самца может помочь вовремя корректировать его правильное усвоение фонограммы с помощью изменений в режиме, составе и количестве корма, притемнения и дрессировки.
И если в первые 2,5-4 месяца молодняк еще можно формировать по группам, то позже, когда самцы начнут исполнять длинные связки колен или даже почти полностью проходить песню, совершенно неизбежной становится необходимость акустического разделения молодых кенаров.
Не надо надеяться, что лучший самец будет подавать пример и станет учителем для собратьев. Как правило, другие самцы, например, делающие «затяжки» — длинные повторы – на синицах, овсянках или отбоях, быстро собьют лучшего самца с толку, и он начнет повторять за ними…
Первое и главное, что надо сделать в первую очередь (очередной «секрет»): когда кто-то из молодняка начал пропевать полную песню по фонограмме, необходимо как можно скорее записать его голос, сделать звукозапись именно его воспроизведения обучающей фонограммы. И потом уже проигрывать ему не первоначальный вариант, а его собственный. Только так можно закрепить первые успехи самых способных кенаров.
д) Дрессировка
Здесь мифов существует больше, чем во всех остальных областях канароводства. Мол, и в бочки кенаров сажали, и в чулках подвешивали, и палками с перьями колотили-щекотали. Может, что и было, сам не видел. Могу рассказать лишь об одном известном канароводе, как он «темнил» своих птиц. Клетка вставлялась в ящик, ящик вставлялся в черный мешок, тот заворачивался еще во что-то, и все это хозяйство убиралось в платяной шкаф с полностью закрытыми дверцами. Воздух в какой-то степени в клетку, конечно, проникал, но есть и пить самцу, безусловно, приходилось наощупь.
Вообще, строго говоря, дрессировка – вынужденное занятие, требуемое оценочной шкалой и, конкретнее, ее основополагающим понятием «план».
Выучить кенара петь многоколенную песню «в плане», то есть, в одном и том же строгом порядке пропевания колен без дрессировки просто нереально. Суть ее в том, что кенара останавливают движением руки, пера, палочки, если он начинает песню не с запевки, если сбивается с «плана», путает очередность колен, начинает переставлять их местами. Тем самым самца вынуждают начать песню с начала. Если не заниматься дрессировкой, то практически любой кенар, будучи природным композитором, начнет вводить в песню некие вариации, перестановки, что-то изменять и улучшать на свой собственный вкус. С точки зрения многих любителей, эти изменения лишь украшают песню, но с точки зрения оценочной шкалы неплановая песня ценится весьма невысоко, как бы красиво она не звучала и какие бы прекрасные колена в ней не исполнялись.........
Скибневский Роман Николаевич,
президент Фонда поддержки русской канарейки,
член Московского общества испытателей природы
http://forum.moscanary.ru/viewtopic.php ... 8&start=10Добавлено спустя 3 минуты 6 секунд:morgana писал(а):и что за птица сидит в клетке? это не ватер и не ролллер и даже не тимбрадо..
Наверное
чупатые самые породные с500 летней родословной
надо у
mike спросить
Добавлено спустя 3 минуты 6 секунд:morgana писал(а):московский клуб русская канарейка... (овсяночный напев видите где-нить?)русская канарейка - это не русская овсяночного напева, это птица разводимая в россии.. а это и красные и черно-красные и глостеры и фиорино...
Это и бельгийский малинуа и немецкий роллер и испанский тимбрадо они тоже разводятся в России