ЕвгенийМ писал(а):Статья П.Мандингера в том виде, что существует у нас неподъемна для большинства читателей. Не сможете ли Вы "перевести" ее на общедоступный язык без всяких диаграмм и таблиц - кратко, сам эксперимент и выводы. Это будет очень полезно для всех.
Статью понемногу осиливаю. Интересно. Поучительно. Побольше бы таких. Проблема - пересказать-то трудновато. Но я стала работать над статьёй кусками. Так удобнее. По частям и буду выкладывать. Мало того, что я печатаю на расколотом мониторе - не вижу, ЧТО печатаю,
Так ещё и ВОРД не всегда сохраняет наработки...Совсем коротко не получается. Сейчас выложу первые две части, а через некоторое время поплыву в "гортань" и "наследование песни".
Запасайте камни - будете в меня кидаться. А я буду учиться сдерживаться.
ПО МОТИВАМ МАНДИНГЕРА.
В начале статьи рассматривается вопрос – почему такая большая разница в пении у диких канареек и у породистых певчих (роллер, ватерслагер). С другими породами канареек тоже идут сравнения, но похожести там настолько явные, что и сомневаться не приходится. А вот откуда у роллера и ватерслагера такое низкое пение? И уже я не раз слышала краем уха сомнения в чистокровности этих двух пород – уж не пролетал ли там мимо кто низкоголосый и не оставил свой яркий след в виде темнокожего ребёночка у бледнолицых родителей?
Но, записав пение диких канареек и проанализировав его приборами, нашлись те точки соприкосновения, а попросту – совпадения, которые подтверждают происхождение низкоголосых канареек от высокоголосой – дикой. Просто низкие звуки дикая канарейка использует, в основном, в песне ухаживания. А это довольно редко ,только,чтоб получше невесту очаровать, а это не каждый день, даже не каждый месяц…А - раз в год,ну-два раза… И этого не вполне достаточно, чтобы изменился голосовой аппарат для лёгкого и частого исполнения низких звуков, как произошло при искусственном отборе при выведении новых певчих пород. А вот высоких звуков в песне у дикой канарейки и произошедших от неё новых пород одомашненных канареек – много-много. Ведь они составляют основную часть так называемой извещающей песни – её все поют каждый день и помногу, чтобы ветку (а у кого – клетку) не заняли. Квартирный вопрос.
Дополнение. Чем больше популяция диких канареек в разных географических зонах – тем богаче и разнообразнее их репертуар. У домашних канареек некоторые звуки и фразы вообще утрачены. Это и понятно. Ведь, чем меньше звуков окружает птицу, тем меньше она их будет и воспроизводить. А зачем ? Достаточно лишь нескольких фраз, чтобы обозначить территорию и привлечь самку. Конкуренции нет.
2 часть. Сложная.
Для эксперимента «Что может выучить-скопировать- запомнить-сохранить непевчая и певчая породистые канарейки при обучении песне, несвойственной породе?» Были выбраны две разные птицы – та порода, у которой отбор вёлся не по песне (цветная или позитурная) и та, где селекция велась именно по песне (певчая).
Непевчая порода достаточно легко обучалась песне (и звукам), несвойственной породе. Копирование было достаточно продуктивным. Причём, обучение в два этапа было более эффективным, чем в один. (Первый этап – 30-70 дней птенцам, второй этап 210-240 дней). Но скопированные звуки и фразы (песня) после обучения достаточно легко «сбрасывались» и обучаемая канарейка возвращалась к своей исходной песне, соответствующей породе.
Певчая порода обучалась новым песням, несвойственным им, гораздо хуже. Роллеры, которые слышали и должны были хоть что-то выучить «новенькое» всё равно пели песню роллера (пели «старенькое»), независимо от пения учителя. Лишь некоторые (малое число) птицы, так и быть, выучили пару фраз от учителей, но исполняли их в своей звуковой манере – низко. А ведь у учителя был тоненький голосок.
Способность к копированию, имитированию песни сохранилась больше у непевчей канарейки. Она более пластичный материал для обучения новым песням. Но – нестойкий.