Чибизов Евгений писал(а):Может быть, приступим сразу к делу, с наименьшими отступлениями от темы...
Предлагаю.
Основные породообразующие колена:
- овсянки 12 баллов
- бубенцы 9
- колокольчики 9
- россыпи 9
Обязательно ввести характеристику пропевания этих колен и оценивать их в отдельных графах:
- игра (изменение частоты вверх- вниз)
- раскаты (динамические оттенки, переходы «тише – громче»).
Раскат может делаться как на одном колене (пропевание «тише-громче», так и на гармоничном, связанном блоке колен, т.е. песня то усиливается по амплитуде, то затихает. Если эти параметры не будут выделены, то они и не будут оцениваться. Тогда канароводы не будут стремиться культивировать эту исконно-русскую былую красоту, характерную нашей породе. Конечно, на первом этапе будет непривычно эксперту, но быстро привыкнет. А у канароводов будет какой стимул обучать этой красоте, и на третьем поколении это неизбежно закрепится по наследству.
РАЗ И НАВСЕГДА УБРАТЬ (!),
вычеркнуть из словарного запаса, сленга, обихода, в общении неуместное и приносящее огромнейший вред этому нашему виду Искусства (а не ремесла) слово: «ПЛАН» (сразу всплывает образ Лёни) и все производные от него:
- «Плановая канарейка»
- «Плановая птичка»
- «Плановый ход»
- «Поёт по плану» и т. д.
И заменить его умным, надёжным, и мудрым словом СТА-БИЛЬ-НОСТЬ.
Кенарь должен петь стабильно, а не одноразово.
Ибо п л а н – это и есть ремесло, это тот шлагбаум, перекрывающий дорогу творческому процессу
Колена должны быть сразу узнаваемы, чётко и раскладисто, неторопливо, без с п е ш к и пропеваться.
А «картавые, гнусавые, чавкавые, булькотавые, колотушковые, хрипатые» (про рычки уже молчу), РЕЗКИЕ НА СЛУХ различного рода «вариации» или же набор разной белиберды, типа «набор овсянок и россыпей» (прошу это не путать со словом «импровизация» и другие «пальцем деланные колена» считать браком, их просто не оценивать или снимать за это баллы.
Только жёстские, умные, беспощадные для каждого правильные условия позволят нам добиться поставленной цели: ПОДНЯТЬ НАШУ РУССКУЮ ПЕВЧУЮ КАНАРЕЙКУ С КОЛЕН И ВЫВЕСТИ ЕЁ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ.
Чтобы наша РПК заняла достойное место в мире и стояла наравне с общепризнанными породами роллер, тимбрадос, ватерслагер, а не только на бумаге у себя дома.
Вспомогательные колена:
- кулики 6
- отбои 9
- синицы 4
- дополнительные колена 6 (убрать негативное слово «прочие», от корня которого разит слово «ПРОЧЬ», т.е. смысл которого в русском языке всегда был «вон, прочь отсюда», банально заменив на «Доп.» - всё ясно и понятно.
- тройники 6 (причём убрать «обязаловку» пропевания тройника в зависимости от желания канаровода.
Это обусловлено тем, что птица есть высокотональная, средне-тональная и низко-тональная по частоте пропевания.
И высоко-тональные колена, забирающиеся под 8000 Герц просто неприемлемы для низко-тональной птицы, имеющей великолепные обертоны, поющей в диапазоне 2000-3000 Герц как показывает опыт не одного поколения. Ибо тройник в связке с куликом является самым вредным коленом, т.к. на этом туре в основном, птица тратит сразу очень много сил и энергии и вследствие этого устаёт, не в силах пропеть всю песню от начала до конца. Я не предлагаю его совсем убрать, пусть поют, ибо есть очень хорошие тройники, но не делать его ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ («золото не давать» и т. д., понятно о чём речь; это сгибание шкалы под «себя любимого», такого не должно быть).
КАЧЕСТВЕННЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ КОЛЕН помимо чёткого пропевания (есть такое хорошее слово д и к ц и я) должны являться ОБЕРТОНЫ:
ГЛУБИНА, СОЧНОСТЬ, БАРХАТИСТОСТЬ, НЕЖНОСТЬ,
благоухание если хотите, т.е. параметры, оценивающие к р а с о т у.
Когда у канарейки нет обертонов – она поёт сухо…
Только эти параметры задевают тончайшие фибры нашей души, поднимая настроение и открывая канал творческого потенциала каждой личности.
Песня должна вызывать восторг и ликование у слушающих, а не раздражение и разочарование.
Вот это будет настоящее Искусство, а не банальное алчное ремесло, базирующееся на трёх китах лихоимства: «отучил, отбил, всучил».
У канароводов должна быть «хроническая» ( в хорошем смысле слова) ТЯГА к тому, чтобы как можно лучше был тембр у птицы. И это надо тоже обязательно оценивать.
А вот как оценивать его, этот тембр – об этом можно легко договориться.
И соревноваться на конкурсе надо не в количестве, а в КАЧЕСТВЕ. Пусть будет 8-10 колен, но каких! Когда птица их сама виртуозно обыграет. Чтоб был отпад, чтоб душа ликовала от самой песни, её с о д е р ж а н и я, а не от набора количества колен.
А когда делают главными - вспомогательные колена, следующие по 5-6 друг за другом, чтобы методично тупо набрать баллы - это не песня. Это лажа.
Песня должна быть прежде всего – к р а с о т а.
Душа приходит в ликованье,
Когда откроешь не спеша
Заветный шкафчик… Дарованье
Своё услышишь чуть дыша…
Божественных вибраций чудо,
Где обертон нежнее всех,
Польётся сразу вдруг, покуда
Раздутый сиринкс как орех!
А.Я.