Страница 18 из 19

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Сб июн 01, 2013 7:10
МиА
молодняк со взрослыми кенарями живут в летнем вольере. нужно ли отсаживать для обучения молодых или пусть учатся пению так?

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Сб июн 01, 2013 11:17
vovus
Если с песней заморачиваться не думаете(Другой ход и т. д.)если устраивает песня их родителей ,то можно и оставить.При условии что родители не будут больше гнездиться.Но лучше отсадить ,а то общиплют перышки.

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Пн июн 10, 2013 21:12
ANATOLIUS
Всем привет! Можно было выбрать более подходящую тему для первого сообщения, но я выбрал эту.
Примерно полтора года назад я взял на воспитание кенара. Дело не шибко хлопотное, и даже забавное.
Очень много спорил с папой, но всё-таки убедил не лезть с советами и тычками как правильно... Кенар с хорошей родословной, выучился насколько смог)
Немалых трудов стоило перетянуть кенара на свою сторону и заставить петь мою песню, а не папины два напева... В общем провёл огромную кучу экспериментов и узнал птицу с новой стороны)
Кенар получился не обычный. Совершенно не боится людей, может даже обругать и клюнуть если ему что-то не понравится :)
Жаль не получился спортивный кенар, совершенно не хочет петь в клетке... Да и обучение порядком попортили другие птицы.

Но в целом результатами эксперимента и полученным опытом я доволен) Для первого раза ручной кенар поющий почти всегда правильно это успех) Тем-более обучение было не строгим, а вольным :)

В планах продолжение экспериментов)
Так-же планирую затащить папу на форум. Он канаровод опытный, но в интернете вообще не шарит...

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Сб июн 15, 2013 15:45
Stewald
Добрый день Анатолий, в чём заключались ваши эксперементы по обучению кенаря? вы ставили ему диск
с пением птиц или ещё что-то?

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Сб июн 15, 2013 18:03
lyudmila
ANATOLIUS писал(а): Он канаровод опытный, но в интернете вообще не шарит..

Конечно приглашайте папу на форум!
Быть опытным канароводом сложнее и гораздо ценнее, чем " шарить в инете" Тут Вы его в два счета научите нажимать на клавиши! coucou
А еще запишите и продемонстрируйте песню Вашего ученика. :)

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Пт июн 21, 2013 17:39
ANATOLIUS
Ученика продемонстрирую только если нормально перелиняет, а до того он ещё "полуфабрикат" :)) Через два дня ему полтора года стукнет, но ещё не хочет линять :00

Папа уже давно хочет поучаствовать в обсуждении, да что-то не решается... Недавно с Москвы книжку привезли, а в ней проект оценочной шкалы, ну и папу этот проект за живое задел, много несогласия.

Добавлено спустя 30 минут 41 секунду:
Stewald писал(а):в чём заключались ваши эксперементы по обучению кенаря? вы ставили ему диск
с пением птиц или ещё что-то?

Эксперимент заключался в проигрывании в случайном порядке нескольких песен с одинаковым началом и разной концовкой. Кенар выучил тройник с куликом, россыпь и пару овсянок, а после был вынужден думать сам над формированием концовочного оборота. Но из-за наличия других птиц, и некоторых нехороших особенностей слышимости и предрасположенностей обучаемого пришлось прервать эксперимент на середине... Но результат всё-таки был получен)
Кроме того я выяснил что запись можно включать всего раз утром.
Кенар жил в основном свободно(4,5х3м комната), но начал выходить на полный голос как и остальные, и даже с запозданием)
С птицами общаться не умеет :)) но зато повадки людей знает в совершенстве)))
После линьки буду усиленно над ним работать, и воспитывать напарника)
Подъёмную, гад такой, не хочет делать( Вместо подъёмной получается на два тона, а это не катит... Но дурь из него выбивать можно только после линьки.

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Чт июл 18, 2013 20:59
iron-cat
Я сейчас прочла всю тему от и до внимательно, чтобы не задать повторяющихся вопросов.

В общем, моя история такова.

Первый мой желтый кенар, которого мне купили в детстве, пел очень звучно, шикарно, и мы с ним не занимались никак, ничего не включали! потом у него были птенцы (самочку ему покупали), но к сожалению он улетел по случайности в окно.

Второго кенара тоже желтого мне в 2010 подарил муж. петь начал только после обучения (включала ему запись кенаров и других птиц, он на это не плохо отзывался, но пел как-то больше на свой лад, мне нравилось). Однако он не слишком был заядлым певцом! Пел только по настроению, на солнышке... Грустные у него такие коленцаа были... Когда начал последний год болеть, не пел почти совсем. Это моя боль. К сожалению, что мы не делали, умер. Он очень нежный был... Чуть что - падал в обморок, лечить себя не давал....

После его смерти мы купили в питомнике нового молодого кенара, зеленоватого цвета в серых пестринках. Назвали Ричи.
Первые дни он мурлыкал. Года ему со слов заводчиков еще нет. Мы сразу начали ставить ему записи, но пока он больше мурлыкает. В связи с тем, что у амадин наших росли птенцы, наа 2 месяца мы прекратили обучение. (не хотели этими записями птиц волновать). Сейчас возобновили. Поет он все лучше... Но нет правильных громких раскатов, которые бы мне хотелось услышать.... Пока прошел месяц, как возобновили обучение...

В связи со всем этим у меня назрели следующие вопросы:

1. Мой первый кенар мог быть таким шикарным певцом от природы или с ним 100% занимались перед продажей?

2. Вот что меня очень волнует! Нормально ли, что мой нынешний Ричи бывает мало активным? (то прыгает просто козлом по клетке и поет, а то при жаре забьется в тень и молча сидит, хотя и не хохлится, что радует). Просто второй кенар, который через 3 года умер, был почти таким же, сначала тоже все было хорошо, но вскоре начались обмороки, стало пропадать пение... И как бы я ни старалась правильно его кормить, он не выжил...(( Читала, что у кенаров часто встречаются эти обмороки при испуге, в итогге заканчивающиеся летально. Я часто подхожу к Ричи, разговариваю, он не пугается. Я таким образом снижу риск испугов и обмороков?

3. Я записала несколько видов пения овсяночного напева и ставлю на повтор, когда ухожу. Запись может играть таким образом весь день. Скажите, я все правильно делаю? Или должна быть какая-то схема другая? Я не перегружаю его? Как нужно регулировать звук?

4. Помехи в записи (к сожалению, идеально чистые записи никак не могу найти) и амадины на другом окне могут сильно мешать обучению?

5. Как лучше сделать? Ставить на повтор только один вид трели или разные? Я просто подобрала те, на которые Ричи отзывается.

6. Я тут прочла интересные рассказы, как кенары положительно реагируют на музыку. Тоже заметила, что Ричи поет, когда поем мы сами или включаем музыку. Стоит ли включать ему на повтор помимо трелей музыку, и как ее подобрать?

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Вт дек 17, 2013 23:17
ANATOLIUS
Форум у вас тут огромный, весь не перечитать... Пока хоть для пользы что-нибудь отпишу...

iron-cat писал(а):1. Мой первый кенар мог быть таким шикарным певцом от природы или с ним 100% занимались перед продажей?

Голос зависит от природы и от усердного занятия не самой птицей, а отбором среди предков. Многое, почти всё, зависит от собственных предпочтений певца, а значит и от природного таланта. Битьём не добиться больших результатов.
iron-cat писал(а):2. Вот что меня очень волнует! Нормально ли, что мой нынешний Ричи бывает мало активным?

Зависит от темперамента и здоровья. Для кого-то нормально, а для других не очень. Чаще всего здоровая птица будет активно петь и ни в коем случае не станет спать скрыв голову днём. Болезней у птиц меньше чем у людей, но начинать проверять следует в таком порядке: Вода - корм - сквозняк - инфекция.
Испуги бывают от встречи с "тигром"(попугаем) или ещё каким страшным хищником. Человек обычно очень знакомый и весьма полезный зверь, хоть и чуток страшный.
iron-cat писал(а):Я часто подхожу к Ричи, разговариваю, он не пугается. Я таким образом снижу риск испугов и обмороков?

Да, от тревоги можно полностью избавиться и даже приручить. От обмороков поможет отсутствие попугаев и кошек, но только в том случае если обморок от испуга.
А я вообще подхожу и ловлю птиц руками, с самого детства. Иногда позволяю себе обращаться с ними довольно грубо... С моим старшим кенаром иногда дерёмся... Конечно нужно знать как обращаться с птицами и не бояться их. Пугать и доводить до паники не следует.
iron-cat писал(а):3. Я записала несколько видов пения овсяночного напева и ставлю на повтор, когда ухожу. Запись может играть таким образом весь день. Скажите, я все правильно делаю? Или должна быть какая-то схема другая? Я не перегружаю его? Как нужно регулировать звук?

Опыт канароводов подсказывает, что можно и долго крутить, и включать песню раз в день на полчасика. Если ему интересно - выучит в меру способностей.
Звук должен быть хорошо слышен и не содержать посторонних шумов(при чрезмерной громкости качество падает и слушать неприятно)
А вот несколько песен с разным ходом могут привести к формированию своего варианта, не всегда желаемого. У меня не получилось завершить эксперимент с таким обучением, но получилось добиться сносной стабильности начала, одинакового во всех проигрываемых кенару песнях.
iron-cat писал(а):4. Помехи в записи (к сожалению, идеально чистые записи никак не могу найти) и амадины на другом окне могут сильно мешать обучению?

Птица как музыкальный инструмент и исполнитель одновременно, может легко избавиться от низкочастотных шумов, гула, и ещё многих дефектов. Всё зависит от происхождения и индивидуальных особенностей, кто-то разовьёт, а другой преобразует во что-нибудь невероятно красивое)
Амадины? Смотря какие... У нас было два случая с японскими амадинами. Первые шуршали что-то своё и совершенно не пересекались с канарейками, полностью игнорировались даже сидя в общей или соседней клетке. Второй вариант случился после обмена с кем-то. Приобрели самца с близкой по звуку к худшим канареичьим... Пришлось избавляться и от него, и от огромного количества молодняка. Позже и другие неприятности вылезли, но это отдельная тема.
iron-cat писал(а):5. Как лучше сделать? Ставить на повтор только один вид трели или разные? Я просто подобрала те, на которые Ричи отзывается.

В моей песне кенар вертит серединой(2-3 трели) и/или концом песни(синица, юла, овсянки). Если ему интересно, то со временем освоит какие ему более нравятся и конечно будет ими вертеть. Ограничений как таковых нет, но 5-6 колен это предел для большинства птиц, до такого лучше не доводить.
iron-cat писал(а):6. Я тут прочла интересные рассказы, как кенары положительно реагируют на музыку. Тоже заметила, что Ричи поет, когда поем мы сами или включаем музыку. Стоит ли включать ему на повтор помимо трелей музыку, и как ее подобрать?

В большинстве случаев человеческая музыка им не понятна, но стимулирует петь "за компанию". Подбирайте на Ваш вкус, старайтесь избегать неприятных звуков. Разнообразные рычки и тявканья встречаются у музыкантов, могут быть "неправильно поняты" птицей. Зато колокольчики и другие приятные слуху высокие звуки могут преобразоваться в хорошие колена)

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Сб июл 26, 2014 22:33
Чибизов Евгений
Когда птенец запоминает колена песни? Почему месячный птенец , отсаженный от отца, у которого в песне была грубость, в последствии тоже часто пропевает эту грубость? Может быть небольшая статья Австралийских исследователей приоткроет эту тайну...

Австралийские учёные видно специально для Российских канароводов изучили одно интересное свойство птенцов (зародышей) у птицы из Австралии. Прочитайте.

Птичий пароль.
Прежде, чем получить еду, птенцы прекрасных расписных малюров должны спеть «пароль».
Как известно, кукушки подбрасывают свои яйца в гнезда других птиц, чтобы те вырастили их птенцов как своих собственных. Однако обитающие в Австралии прекрасные расписные малюры используют оригинальный способ для отличия своих птенцов от птенцов краснохвостой бронзовой кукушки.

Так, каждый птенец малюра знает особую песню, которую самка пела ему до тех пор, пока тот не вылупился (то-есть в яйце!!!в течение последних пяти суток). Такая песня уникальна для определенной самки и её птенцов и обладает исключительными тоном и продолжительностью. А поскольку оказавшиеся в гнезде приемных родителей кукушата вылупляются на три дня раньше птенцов малюров, то они не успевают запомнить всю песню.
Когда же наступает время кормежки, птенец должен повторить выученную песню(уже???), тем самым попросив родителей покормить его. Но кукушонок не может этого сделать и поэтому не получает пищи. И......гибнет.
Этот факт напоминает канароводам, что птенцы-зародыши ещё в яйце слышат и усваивают некоторые звуки. А может быть и наши кенарчата слышат ещё в яйце песню своего отца? А если этот отец поёт песню с грубостями?

Это сообщение для пытливого ума канаровода очень поучительно.

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Вс июл 27, 2014 22:22
Gudvin
Чибизов Евгений Действительно, очень интересно!

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Пн июл 28, 2014 15:03
Вячеслав11
Добрых дней всем у меня вопрос по обучению 5 лет назад обучал диском из 10 самцов получил самого лучшего 60 процентов с диска на парил его с самками и подарил другу в этом году друг поехал в отпуск и оставил его мне на пару недель я его посадил в ящик в темную и неделю играл ему его запись и он ее пропел всю на 100пр правда рвал. вопрос значит у них прекрасная память а лень преобладает. и этот же кенаришка за неделю выучил от моих птиц одно новое калено вопрос значит после 5ти лет подается обучению?

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Пн июл 28, 2014 23:56
Чибизов Евгений
Вячеслав! Эх, если бы мы знали ответы на все вопросы..... Птица - живой организм с далеко не изученными возможностями! Хорошую мысль высказал профессор Симкин Г.Н.........раньше думали, что в организме одни нейроны умирают, а им на смену приходят другие. Оказывается это не так. Они не умирают, а прячутся куда-то вглубь. И в определённых ситуациях могут востребованы вновь.
Возможно и в твоём( да и не только в твоём!) случае это как раз и проявилось.

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Ср окт 08, 2014 1:23
рукер
На другом форуме то же самое рассказывали про птенцов. Они слышат и запоминают песню отца кенара ещё в яйце. И все минусы и плюсы этой песни тоже помнят почти всегда.

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Ср окт 08, 2014 11:07
mike
Рукер насиживание самкой на яйце на 21 ом часу формирутца слухавые органы у птенца, а на третий день только формирируетца пол у птенцов канареек вот и можно зделать выводы. :ii6

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Ср июн 24, 2015 21:04
pavluhio
здравствуйте а скажите птенцам для учителя что лучше папашка их или же все таки диск ????

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Ср июн 24, 2015 22:12
kay
pavluhio, если птица у Вас певчая и нужно обучение - тогда учитель всегда приоритет имеет перед диском. :ii11

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Вт июл 21, 2015 15:14
pavluhio
А затемнять клетки обязательно? а то щас у них уже проявляется не корыте проскоки пения т е чирикание

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Ср июл 22, 2015 16:24
www
pavluhio
Я никогда не обучал певчих,но насколько я понимаю,птиц затемняют,для того что бы они не отвлекались на посторонние предметы во время прокручивания диска или пения учителя.Т.е. во время учебы!
Кроме того затемненая птица,как правило момент открывания,воспринимает как "сигнал" к возможности петь!
Это важно при участии птиц на конкурсе.Ведь для исполнения песни есть строго ограниченное время! 2116

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Вс мар 06, 2016 6:08
ГРАД
ТАЙНЫ МУЗЫКИ: О ТОМ, КАК ПОДМЕНИЛИ ЧАСТОТУ НАСТРОЙКИ 432 ГЦ НА 440 ГЦ

Музыка – это сила, которую можно употребить, как во благо, так и во зло. С давних пор известно, что музыка является фактором, задающим направление развитию цивилизации. Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) говорил: «Всегда нужно остерегаться введения нового типа музыки, как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки сказывается на важнейших аспектах политического уклада».

Музыка – это энергия, вибрация, имеющая звуковую частоту. Звуковые волны могут быть полны гармонии, либо диссонанса.

Рассмотрим, как на нас влияют основные составляющие музыки: ритм, мелодия, гармония и тембр.

РИТМ оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека – и на его тело, и на его эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, работы мозга, различных движений, активности и отдыха, не говоря уже о более тонких ритмах на уровне клеток и молекул.

МЕЛОДИЯ воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно. Мелодия пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

ГАРМОНИЯ производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды. Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определённое физиологическое и психологическое воздействие. Преобладание диссонансов в современной музыке является выражением разлада, конфликтов, кризисов, которые приносят страдания современному человеку.

ТЕМБР. Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или сопрано. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию.

«Если вы хотите раскрыть секреты Вселенной,
думайте категориями энергий, частот и вибраций»
Никола Тесла

Как известно, в основе музыкального строя лежит частота. Наука киматика, изучающая визуализацию звука и вибрации, доказывает, что частота и вибрация являются мастер-ключами и организационной основой для создания всей материи и жизни на этой планете. А на какой частоте должны быть настроены музыкальные инструменты для правильного, гармоничного воздействия музыки?

В музыкальной истории для настройки музыкальных инструментов всегда использовалась нота «ля» частотой 432 герца. Обнаруженные древние египетские инструменты были настроены на 432 Гц. Строй 432 Гц существовал в античности, начиная от Платона, Гиппократа, Аристотеля, Пифагора и других великих мыслителей и философов, которые, как известно, обладали бесценными знаниями о целебном воздействии музыки на человека и вылечивали многих людей именно силой музыки. Величайший скрипичный мастер всех времен Антонио Страдивари (1644-1737) создавал свои шедевры именно в настройке 432 герц.

Первая попытка массово изменить частоту музыкальной волны произошла в 1884 году, но усилиями Джузеппе Верди (1813-1901) – великого итальянского композитора, удалось сохранить прежний строй. После этого настройку «ля» равную 432 герц стали именовать «Вердиевским строем».

В 1953 Международная Организация по Стандартизации (ISO) приняла строй «Ля» = 440 Гц, как основной концертный. После принятия этого стандарта 23 тысячи музыкантов из Франции провели референдум в поддержку «Вердиевского строя» 432 герц, но были вежливо проигнорированы. И вот уже более 60 лет стандартный камертон издает звук «ля» первой октавы частотой 440 Гц.
Откуда же и когда появилась нота «ля» частотой 440 герц?

После смерти Верди в 1910 году Дж. К. Диген, служащий ВМС США, ученик физика Г. Гельмгольца, убедил американскую Федерацию Музыкантов принять 440 герц, как стандартный универсальный строй для оркестров и музыкальных групп. Диген был профессионалом в области теории света и звука, его мнение являлось основополагающим при изучении музыкальной акустики. Он спроектировал военный перезвон на 440 герц, который использовался для пропагандистских новостей во время Второй мировой войны. Да, перед войной понадобилась иная музыка – музыка, которая будет внушать воевать, музыка, которая будет указывать, что делать, что потреблять и так далее. Несмотря на протест многих музыкантов, их буквально заставили играть музыку на частоте 440 герц.

Также незадолго до Второй мировой войны, в 1936 году, министр нацистского движения и тайный лидер в управлении массами Й. Геббельс пересмотрел в Германии стандарт настройки музыкальных инструментов на 440 герц – частоту, которая сильнее всего воздействует на мозг человека, и может быть использована для управления сознанием большого количества людей и пропаганды нацизма.

Эффект воздействия частоты 440 герц объясняется тем, что, если лишить человеческий организм естественной настройки 432 Гц и поднять натуральный тон немного выше, то мозг будет регулярно получать раздражение. Кроме того люди перестанут развиваться, появится множество психических отклонений, человек начнёт закрываться в себе, им станет гораздо легче управлять. Строй 440 герц – это ментальный уровень, уровень эго, контроля, страха и власти.

При частоте звука 440 герц происходит раздражение определённых областей мозга, «удобных» для закладки различных программ, а частоты от 430 до 435 герц позволяют спокойно и обдуманно воспринимать информацию в правильном порядке.

«Музыка — величайшая сила. Она может заставить
человека любить и ненавидеть, прощать и убивать»
Пифагор

Музыку стоит рассматривать гораздо шире, чем просто звук, слушать и использовать с умом. И важным шагом к этому является осознание того, какую музыку мы слушаем, и какое воздействие она оказывает на наш организм. При выборе музыкальных произведений желательно отслеживать собственную реакцию и развивать наблюдательность. И даже, если всё описанное выше не побудило выбирать музыку, написанную на частоте 432 Гц, то, по крайней мере, можно более избирательно относиться к музыке и обращать внимание на свои реакции в виде чувств, эмоций и мыслей, возникающих в момент звучания мелодии.

По материалам http://sirius-centers.net/books/2016/02/29/index.htm

Добавлено спустя 1 минуту 21 секунду:
Хотелось бы услышать мнение знатаков...

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Вс мар 06, 2016 15:31
www
ГРАД
Наверно выложенный вами материал интересен,особенно для музыкантов...
НО я не совсем понимаю связи "материала" с темой"Обучение молодежи"(подразумеваются канарейки!) angry
Ведь истинные канареечные охотники обучают молодеж УЧИТЕЛЯМИ или на худой конец записью песен этих УЧИТЕЛЕЙ.
Тоесть мы не меняем частоты,птица поет ТО что ей дано от природы! 2116

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Вт мар 08, 2016 19:34
ГРАД
Здесь случайных людей не бывает... Вот я и выложил чтобы послушать мысли на этот счёт опытных людей.

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Вт май 31, 2016 14:37
Вячеслав11
https://my.mail.ru/bk/emelianov11/video ... o/135.html ВСЕМ ПРИВЕТ ХОЧУ ПОКАЗАТЬ ПРИЛЕЖНЫХ УЧЕНИКОВ И НЕ ПОСЛУШНЫХ

Добавлено спустя 1 минуту 41 секунду:
https://my.mail.ru/bk/emelianov11/video ... o/136.html ПАПА УЧИТЕЛЬ ВОСПИТЫВАЕТ И УЧИТ СВОИХ ДЕТОК

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Вт май 31, 2016 20:36
LadyEagle
Да учитель ярит попросту. И песню целиком не исполняет :))

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Ср июн 01, 2016 9:49
Вячеслав11
что есть не реально сложно сохранить идеального учителя если было просто все бы учили живыми учителями

Re: Обучение молодежи

СообщениеДобавлено: Ср дек 27, 2017 15:58
Alexander
Мелодии и ритмы у птиц в генах и только живое общение может их скорректироватью
Нейробиологи давно изучают певчих птиц, таких как японские амадины (Lonchura striata domestica), но вовсе не из любви к мелодичным трелям. Пернатые певцы выступают в качестве модельного объекта и показывают, как в раннем возрасте у человека формируется такое сложное поведение как речь.

Подобно детям, разучивающим первые слова, птенцы амадин запоминают уникальную песню, подражая взрослому "наставнику". В природе им, как правило, является отец птицы. Но когда в лабораторных экспериментах птенцов воспитывают приёмные родители, они перенимают мелодию своего отчима.

Теперь учёные из Калифорнийского университета в Сан-Франциско во главе с Майклом Брейнардом (Michael Brainard) обнаружили, что не все методы воспитания одинаково влияют на молодых певцов.

Когда птенцы не общались с живыми сородичами, а лишь слушали записи трелей на компьютере, они внезапно начинали петь песню своего биологического отца, которого никогда не встречали. Таким образом новое исследование не только раскрывает неизвестные ранее особенности генетической памяти, но и показывает, что в некоторых случаях социальные связи всё же могут превзойти самые сильные врождённые данные.

Ранее многие биологи считали, что на вокальные таланты взрослых птиц значительное влияние оказывают любые песни, которые они слышат в первые месяцы жизни. Но Дэвид Мец (David Mets) из лаборатории Брейнарда первым заметил, что птенцы амадин, слушавшие одного и того же приёмного "наставника", впоследствии начинали петь по-другому.

Чтобы проверить, могут ли эти различия быть вызваны наследственными факторами, команда подготовила и провела серию экспериментов с зябликами. Чтобы быть уверенными, что птенцы не слышали голоса своих отцов даже сквозь скорлупу, учёные изымали яйца из гнёзд вскоре после того, как они были снесены.

Появившись на свет, юные зяблики слушали тщательно контролируемые компьютерные песни. При этом исследователи меняли темп записи, пытаясь повлиять на ритм пения "учеников". Тут-то и обнаружилось, что в большинстве случаев птицы игнорировали искусственного "наставника" и, повзрослев, начинали петь в темпе своего биологического отца.

Во втором опыте вокальные уроки птенцов проходили под руководством живого зяблика. И тут шансы на усвоение нового материала сильно повышались – в 53% случаев песни птенцов были очень похожи на песни взрослой птицы, причём различия не превышали 16%.

"Наши результаты действительно интересны, так как они показывают, что опыт, передаваемый живым учителем, может значительно снизить вклад генетики в сложное поведение, такое как пение птиц, – говорит Мец в пресс-релизе университета. – Мы знали, что живое общение помогает птицам учиться лучше и быстрее, но мы были удивлены, обнаружив, что такой опыт отменяет генетические особенности".

Результаты работы, которые были опубликованы в издании PNAS, позволяют предположить, что исследования генетики человека, которые не учитывают влияние социального опыта, могут приводить к ошибочным выводам. Теперь учёные планируют использовать зябликов для более глубокого изучения взаимодействия генетических и социальных факторов в мозге птиц.

Кстати, в материалах проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) можно найти немало других интересных открытий, касающихся птичьих трелей. Например, недавно стало известно, что птицы меняют характер своих песен, чтобы перекричать транспортный шум, а некоторые самки начинают подражать своим самцам, чтобы отвадить соперниц.

Добавлено спустя 8 минут 53 секунды:
Птицы меняют характер пения, чтобы "перекричать" транспортный шум.

Человек, находясь в переполненном ресторане, обычно начинает слегка повышать голос при разговоре с другом, пытаясь таким образом перекричать толпу. Всё это довольно сильно выматывает. Но одно дело, когда человек сквозь шум пытается донести свои мысли приятелю на протяжении нескольких часов один раз в неделю, и другое дело, когда таким громогласным способом приходится разговаривать каждый день. И в общем-то, именно такая ситуация сложилась у птиц, обитающих недалеко от дорог, по которым с завидной регулярностью проезжают машины, создавая шум уличного движения.

Причём шум машин потенциально может влиять на способность птиц привлекать "спутников жизни" и на защиту своей территории, считают учёные.

Не так давно биологи записали пение птиц в парке Рок Крик (крупнейший парк в Вашингтоне). И, как оказалось, пернатые, особенно восточные пиви, изменяли способ пения при появлении на близлежащих дорогах большого количества машин.

Так, при возникновении шума дорожного движения птицы пели короткими "партиями", более прерывисто, пытаясь сделать так, чтобы их голоса были услышаны даже на фоне гула. Исследователи говорят, что при возникновении постороннего шума птицы регулировали длину и частоту своего пения.

Также учёные из университета Джорджа Мейсона обнаружили подобные изменения у белоголовой воробьиной овсянки, обитающей недалеко от Сан-Франциско. Их песни постепенно изменялись по мере того, как шум дорог всё увеличивался.

Правда, это не постоянное изменение, говорят исследователи. Они отмечают, что по мере исчезновения шума изменяется и пение пернатых, и они вновь возвращают прежнюю "громкость".
Примечательно, что тот же парк Рок Крик закрыт по выходным для автомобилистов, и в это время птицы могут вновь петь без попытки перекричать шум машин.

"Полученные результаты подтверждают, что временные меры по снижению транспортного шума, такие как закрытие дорог, могут принести пользу животным и являются целесообразным и эффективным вариантом в управлении транспортным шумом", — говорит ведущий автор исследования Катрин Джентри (Katherine Gentry).

Навсегда закрыть дороги, конечно же, не получится. Но, по словам исследователей, даже короткие временные "передышки" помогут певчим птицам снова обрести свой голос.